Вот одна моя старая статья (еще из 20-го века
), была опубликована в УГ.
Домашняя школа:«про» и «контра». Рассказ отца пятерых детей, ни один из которых в школу в первый класс не пошёл. Много лет назад приехал в Союз один американец. Мы разговорились. Я увлекался тогда разными педагогическими новациями. Он тоже был педагог. Спрашиваю его: «Что там в Америке слыхать?» Он отвечает: «Очень все увлекаются Ильичом». «Ильичом? - спрашиваю. - У нас тоже... Владимиром Ильичом».
Оказалось, он Ильичом называл Иллича - американского философа. У нас в те годы Иллича ругали: де не советский, всё абстрактную свободу проповедует, интеллигент, не пролетарская идеология. Главный лозунг Иллича был - «Долой школу!». Во всяком случае так я тогда это воспринял. На самом-то деле идея Иллича сводилась к тому, чтобы каждому ребёнку выдать чек, который в течение жизни он будет тратить на разные виды образования. Среди них и школа может в числе прочего оказаться, если он, конечно, сам того захочет. А также другие образовательные институты (которых, наверно, очень много есть в Америке).
Меня заинтересовали идеи Иллича (о том, чтобы «школу долой»). Но у нас в стране не выдавали и не выдают никаких «образовательных чеков». И у нас также нет никаких «других образовательных институтов». Поэтому, когда у меня старший сын по возрасту подходить начал к шести, обе проблемы (чеков и институтов) я вынужден был решать сам (вместе с женой, разумеется).
Сейчас на вас и вашего ребёнка просто всем наплевать - не отдаёте ребёнка в школу, ваше дело, но тогда мы побаивались - всё-таки закон нарушаем. («Об образовании»). Ведь это шёл-то ещё 88-й год. Но - не позвонили нам даже, а может кто и звонил, да не дозвонился.
Через семь лет я решил отдать старшего сына в седьмой класс. Возникли трудности с документами. И мы с сыном встали под школой у заднего выхода и стали ждать директора. Он вышел из школы через заднюю дверь, так как у передней двери его ждали другие родители. Он увидел нас и пожал нам руку (мою). Я сказал: «Мы вот нигде не учились ранее». Он посмотрел внимательно на сына и сказал: «Ты почему нигде не учишься?». И нахмурил брови. Сын спрятался за меня, но участь его была решена.
Директором школы был Александр Тубельский.
Так мы очень просто «вырулили» из «эксперимента».
Итак, предположим, вы решили не записывать ребёнка в школу и учить его дома. Предположим, что вы не директор крупного банка и валюты на оплату гувернёров у вас нет. Зато - помните школьную программу и сами могли бы быть - так вы считаете - прекрасным гувернёром, а почему нет?
Почему бы нет? Что вас ожидает?
Предупреждаю, я не хочу никого отговаривать или, наоборот, уговаривать. Ведь каждый ребёнок - уникум и все законы педагогики нужно переписывать, применяясь к конкретным обстоятельствам именно вашего ребёнка. В одних случаях, да - необходимо учить ребёнка дома, в других - нет, его обязательно нужно отдать школе, даже если есть в этом какие-то «минусы». Ведь в жизни не бывает одних «плюсов». Надо взять клетчатую бумагу и нарисовать вертикальную линию посередине. Справа нарисовать плюс, слева - минус. И расписать, а потом взвесить. Извиняюсь, что сбился на поучения, но это разумно - принимать решения так.
И мы так сделаем в этой статье, то есть поговорим и о плюсах, и о минусах.
Сначала - о минусах (чтобы плюсы оставить на конец).
Итак, первое, с чем вы столкнётесь неизбежно – домашняя (семейная) школа потребует от вас много времени. Оказывается (и эту истину вы откроете непременно) научить ребёнка читать, писать и считать - не только большой труд, это само собой, но и «искусство». Точнее - своего рода технология или набор технологий, из которых вы выберете одну. И чтобы осуществить эту технологию, надо как минимум с ней хорошо ознакомиться. Это – тоже время.
Дальше. Школа даёт хороший ли плохой ли, но хоть какой-то тренинг общения. Ребёнок, да притом единственный, запертый в четырёх стенах вашей квартиры, рискует оказаться полностью детренированным в этом плане. Неизвестно, к чему это может привести. С одним ребёном это может закончиться хорошо, с другим – плохо. Вы же не всегда будете держать над ним зонтик. И вы просто обязаны спасти его от аутизма и дезадаптации. Кружки, спортивные секции, возможно, друзья по двору, которых приглашают домой. Это – для вас дополнительная нагрузка.
И вот ещё, что будет вам, вероятно, особенно неожиданным. Обычно ведь домашняя школа ассоциируется с домашним теплом, с лаской, с уютом. Она в нашем сознании противопоставляется обычной школе, где учёба происходит «из-под палки», где учитель то и дело кричит на непокорных учеников в классе.
Возникает, однако, справедливый вопрос: с чего бы это дома ребёнок так покорно и охотно стал бы делать то, что в школе делает «из-под палки»? Но на самом деле всё обстоит ещё гораздо хуже. Дома родителям, занимающимся самостоятельным обучением своих детей, требуется гораздо больше усилий, чтобы учёба не была «палочной». Всё дело в каких-то, видимо, особенностях отношений детей с родителями. Ведь это же дом, куда родители приходят из большого пыльного города, из большой конторы, приходят отдохнуть, расслабиться. Ребёнок из детского сада тоже приходит расслабиться. Дома маски снимаются, люди хотят побыть самими собой, не пересиливать себя, не сдерживать эмоций. Потому-то дома так много люди друг на друга и на детей кричат. Это закономерно. Это так надо.
Вспомните, как ребёнка трудно дома заставить сделать даже самую ерунду и какие скандалы происходят в связи с этим по самым незначительным поводам. А тут такая большая работа как учёба!
Прочитав всё это, вы, вероятно, скажете: либо это всё неправда (но это - правда), либо кому она нужна такая, эта домашняя школа? Хорошо, что я этого не знал, когда оставил ребёнка дома.
Теперь будем писать на другой стороне тетрадного листа (где «плюсы»).
Что меняет домашняя школа? Многое. Изменяет всю науку «детскую психологию». Обычно ведь даже периодизация начального отрезка жизни строится на так называемых кризисах - от кризиса до кризиса: этап. Но у нас с детьми никаких кризисов (а, следовательно, и этапов) не было. Первый кризис полагается в три года. Это - когда ребёнок в детский сад идёт. Вероятно, сад и вызывает кризис. Мы детей в сад не отдавали, потому и кризисов не было. Следующий - в шесть-семь, когда ребёнок попадает в первый класс, в школу. В чём разница с садом? В детсаду ребёнка «пасут» и весь режим: раздеть, одеть, погулять, снова раздеть, покормить, потом совсем раздеть, спать, одеть, и... мама пришла. В школе - другое. Тут нужно работать, с тебя спрашивают. Плохо работаешь, будут ругать. И нужно делать домашнюю работу. И при всём том ребёнок ещё дальше отходит от родителей.
В школе он всегда на виду и в рамках «системы сравнений» с другими детьми. Коля хуже, Саша лучше, а вот Лена - вообще молодец. А Слава - отстающий... Лучше всего держаться серединки - это ребёнок сразу схватывает. Был - творческий индивидуум, превратился в среднего школьника, «голова, два уха».
В семейной школе совсем не так. И главное - есть тесный контакт с родителями, с теми, кто обучает и кормит. Общения с родителями просто больше, отсюда оно - лучше, глубже. Кризиса семи лет просто нет.
Наконец, злосчастный для многих родителей - подростковый период. Чёртово это созревание половое. Подросток больше всего нуждается в тесном и глубоком общении с родителями, а они как на зло - бросают его одного. Все разговоры сводятся к ругани, почему поздно пришёл, да где шлялась, да почему уроки не учишь, да с кем дружишь, и что в дневнике о мальчиках пишешь... Нет общей деятельности, нет общих проблем и друзей.
У нас получилось иначе. (Сейчас, правда, пока строить обобщения на двух «экспериментальных образцах» - конечно, рано, но призадуматься можно). По инерции я продолжал учить с Ником уроки. Выпускали мы вместе с его командой школьную газету, обсуждали, ругались даже, но были по-человечески близки. Я пытался вмешиваться в его школьные проблемы. И никакой вам «проблемы поколений».
Он в этом году в девятом классе. Вымахал здоровый, стал сильнее меня. Руководитель его классный, насмотревшись на его все «надо с папой посоветоваться» да «это ещё как папа скажет, посмотрим» вычитывал мне, что я «слишком сильно влияю на сына». Мы с Ником посоветовались и решили, что я не буду вмешиваться в учёбу. Так и сделали в этом году. Но наша дружба осталась нерушимой. Видно невооружённым глазом - проехали мы этот самый кризис подростковый. И примерно то же повторяется с дочкой.
Теперь - уровень обучения. Сейчас, оглядываясь назад, я понимаю: получалось многое плохо, пока не научился. Вот если бы были какие-нибудь хорошие курсы для таких безумных родителей, говорят, в Америке есть. Махнуть бы, но баксов маловато... Но со временем стало получаться лучше. Перепробовав много вариантов, понял, как надо детей учить читать. Об этом можно много писать и говорить, но главное в «моём» методе: чёткая нацеленность на
1) изучение букв в разных графических формах, таких «форм», кстати, почти 120 - письменные буквы, большие, маленькие, значит, ребёнок должен запомнить очень много,
2) соединение букв в слова при чтении и (одновременно) письме, притом, что общее направление изучения «от буквы - к звуку».
В редакции «Учительской газеты» встретил замечательного учёного Зиновия Гольдина. Он пришёл туда со своей «Азбукой-загадкой». Оказалось, что наши мысли о том, как учить детей читать и писать почти полностью совпадают. Этим методом я учил свою младшенькую, Симочку, ей шесть, но она читает и пишет «по-письменному». Ничего особенного в этом нет, её ровесники в первом классе начальной четырёхлетки проходят то же самое, но метод «работает», и мне кажется, гораздо лучше стандартного школьного.
А чему нужно научиться в начальной школе? Читать довольно быстро, 80 слов в минуту, писать, не ляпая ошибки на каждом шагу, считать (причём верхом достижений должно быть устное умножение однозначного числа на двузначное и деление уголком на двух-трёхзначное число). Вот и вся программа! И ради этого-то бедные дети должны три года корпеть над уроками?!
Я не знаю, как для кого, но мне это - огромное удовольствие, учить своих детишек так, как я сам это хочу, «по-дурацки, но по-своему», как говорила моя бабушка.
Например, мы много рисовали и рисуем. Те, кто из детей был склонен к живописи, не утратил интереса и сейчас, в школе. Вера лепит, стихи складывает, Пётр всё лучше и лучше рисует, может быть один из всех и станет художником, не знаю. Никита со временем рисовать перестал, но красиво чертит, пишет. Всё у них по-разному. Они остались уникумами, какими и были раньше. Попав в школу в более старшем возрасте, чем обычные дети, они оказались совсем не той мягкой глинкой, из которой лепит школьная жизнь усреднённого школьника. Их, конечно, слегка «потесало, построгало», но много ли с них сострогаешь? Уже это и не так просто. Это - плюс.
Мы с женой «окунулись» в педагогику. Уже я написал, что стали мы вмешиваться в школьные дела. Жена вот уже второй год в Совете школы. Я помогал Нику выпускать газету очень «оппозиционную»... Администрации школьной это и нравится, и - не очень. Как же - «своё хозяйство». Но можно себе представить, что «родителей-учителей», которые стремятся активно помогать школе, в которую отдали в конце концов своих детей, станет гораздо больше. И это будет хорошо! Главное, что «новые родители» эти будут понимать кое-что в методике, сами поднаторели. И учителям с ними будет работать очень удобно и приятно. Хорошим, конечно, - плохим же очень трудно, и есть надежда, что это как-то повлияет в будущем на школьное образование. Но это, впрочем, далёкое будущее, хотя уже не за горами и внуки (и о них тоже думать когда-то, видимо, придётся). Но в том, что мы стали знать и понимать, как их обучают, есть и самый насущный «плюс»: дети знают, что если они что-то не поняли на уроке, тут, дома, им всё растолкуют, причём очень понятно. Ещё бы, мы же знаем их прекрасно, и их словарь, и то, что они знают и что умеют. И наши дети не слишком рискуют отстать, у них появляется чувство надёжности.
Мы очень беспокоились, как они адаптируются в школе после многих лет домашнего обучения. Нас пугали друзья. Мучили угрызения совести. А на поверку оказалось - ничего. Нормально процесс идёт. Примерно, как если бы из одной школы в другую человек переходил, почти не сложнее. Месяц примерно - и он уже свой человек. Правда, школа, куда я Ника, Веру, Петра и Глеба отдал, не совсем обычная, это школа Тубельского, 734-я. Но не нужно и преувеличивать. Ведь она никакая не элитарная, принимают всех, не лицей, не гимназия, ничего подобного. Однако там работают хорошие учителя, традиции, да и обстановка там в целом лучше, чем в большинстве окрестных школ. Конечно, школа есть школа, деться некуда, уроки, хлопанье парт, опросы, дикие прыжки на переменах, домашние задания «по горлышко», мат в коридорах, но... Но ведь это же жизнь... И вот - если ребёнок отрывается от родителей и ныряет в неё позже, не в 6-7, а в 12-13 лет, когда уже чуть-чуть стал покрепче - в этом, поверьте, есть немалый смысл.
Евгений Беляков.